«Чудо», 2009

Главная » Статьи » Рецензии » «Чудо», 2009
Рубрика: Рецензии | Автор: | 29.12.2015, 22:03

Художественный фильм режиссера Александра Прошкина, основанный на реальных событиях, пронизан атмосферой чуда, причем законодательно запрещенного. В волжском городе Гречанске времен правления Хрущева живут мать с дочкой Татьяной. Молодая комсомолка – убежденная атеистка – следует передовым марксистско-ленинским взглядам, ругает мать за то, что в доме до сих пор сохранилась полочка для икон с образами святого Николая, Спасителя и Богородицы.

chudo

Удивительное рядом, но оно запрещено

На собственный день рождения Татьяна приглашает друзей на вечеринку, они устраивают танцы. Девушка берет с полки для икон последний оставшийся образ – Николая Чудотворца (остальные мать отнесла местному священнику) и принимается с ним танцевать, дескать, вместо возлюбленного, о котором мимолетно упоминается в начале фильма. Затем камера показывает маму, которую молодёжь выставила во двор на февральский мороз. Задремав у огня, она вдруг просыпается от ужасного грохота и вспышек. Из дому выбегают испуганные парни и девушки, и, убегая, советуют Клавдии не ходить в дом.

Мать обнаруживает дочь застывшей посреди комнаты с иконой в руках и вызывает скорую и участкового со столяром. Сдвинуть девушку с места невозможно, о кожу гнётся игла, при попытке сломать деревянный пол ломаются даже самые прочные инструменты, и на их затупленных лезвиях проступает кровь. Милиционер понял, что событие незаурядное, взял подписку о неразглашении с рабочего и выставил двойной кордон вокруг злополучного дома на улице Чкалова. Именно в этот патруль упирается другой Николай – журналист из Москвы, прибывший разоблачать «изуверов». Именно в него влюблена Татьяна, ведь год назад он был в Гречанске и там крутил с ней командировочный роман. Однако местный политрук по антирелигиозной работе показывает корреспонденту другую девицу, которая выдаёт себя за Татьяну, мол, стало плохо, очнулась уже когда на меня молиться начали. Николай видит, что ему «тюльку под нос подсунули», идет к другу-участковому и уговаривает показать Таню. Поразившись такому явлению, Николай пишет статью по-честному, описывая настоящую ситуацию, но редакция статью не пропускает. Журналиста из газеты увольняют.

    Интересно, что, несмотря на атмосферу эпохи безбожия, в фильме разные герои то и дело поминают Бога, иногда осознанно, а иногда как словоформу для удивления:

  • глава кассы взаимопомощи в редакции;
  • супруга Николая, которая также заявляет, что жить с атеистом невыносимо;
  • прохожие на мосту в Гречанске;
  • рабочий, пришедший на место происшествия с участковым;
  • заключенные в камере.

Госбезопасность не может заткнуть рты всем, и молва доходит до самого Хрущева, который решает посетить Гречанск, чтобы увидеть Татьяну воочию. Никита Сергеевич некоторое время цепенеет от вида намертво застывшей девицы, однако через минуту приходит в себя и предлагает взять икону из рук девушки. Это удалось лишь иноку, сыну гречанского священника. После того, как образ вынимают у девушки из объятий, она приходит в себя. Хрущев возвращается в Кремль, а ожившую комсомолку отправляют на обследование в больницу. После того, как медики отрапортовали о полном здоровье девушки, её допрашивают сотрудники госбезопасности, подозревая в умышленных действиях против власти Советов. На все угрозы и оскорбления Татьяна реагирует спокойно и сохраняет отрешенное выражение лица даже в камере с заключенными мужчинами, которыми пытались запугать девицу. В результате зеки сами испугались появления на их восьми квадратных метрах знаменитой на весь Союз чудотворной женщины.

В конце концов аппарат принимает решение, что Татьяна сошла с ума. На последних кадрах девушке остригают волосы в психиатрической клинике.

Комментарии